Обращенный учебный план
Стратегия "от потребителя к производителю" имеет интересного двойника в электротехнической инженерии, где Бернар Кохен предложил "обращенный учебный план". Критикуя классическую последовательность изложения (теория поля, теория цепей, энергетика, устройства, теория управления, цифровые системы, VLSI проектирование), он предлагает системно-ориентированную последовательность:
- цифровые системы, использующие VLSI и CAD;
- обратная связь, распараллеливание, верификация;
- линейные системы и управление;
- прием и передача энергии;
- устройства и технологии.
Стратегия программистского образования, предлагаемая выше, аналогична: не повторяя филогенез, начать давать студентам пользовательское видение концепций высокого уровня и методов, фактически применяемых в индустриальном окружении, затем шаг за шагом вводить принципы, лежащие в их основе.