Основы объектно-ориентированного проектирования

         

Дисциплина и творчество


Было бы ошибкой протестовать против правил этой лекции на том основании, что они ограничивают творческую активность разработчиков. Согласованный стиль скорее помогает, чем препятствует творчеству, направляя его в нужное русло. Большая часть усилий при производстве ПО тратится на чтение уже существующих текстов. Индивидуальные предпочтения в стиле дают преимущества одному человеку, общие соглашения - помогают каждому.

В программистской литературе семидесятых годов пропагандировалась идея "безликого программирования" ("egoless programming"): разрабатывать ПО так, чтобы личность автора в нем не ощущалась. Ее цель - возможность взаимозаменяемости разработчиков. Примененная к проектированию системы, цель эта становится явно нежелательной, даже если некоторые менеджеры страстно желают этого. Приведу отрывок из книги Барри Боема, цитирующей эту идею: "Программистский творческий инстинкт должен быть полностью затушеван в интересах общности и понятности". Сам Боем комментирует это так: "Давать программистам подобные советы, зная их повышенную мотивацию, - заведомо обрекать их на нервное расстройство".

Какого качества можно ожидать от ПО с безликим проектом и безликим выражением?

Более чем удивительно, но при разработке ПО почти полностью отсутствуют стандарты стиля. Нет другой дисциплины, которая называлась бы "инженерией", где был бы такой простор для персональных прихотей и капризов. Чтобы стать профессионалами, разработчики ПО должны контролировать сами себя и выработать свои стандарты.



Содержание раздела