Основы объектно-ориентированного проектирования

         

Важность числа аргументов


Когда разработка базируется на классе поставщика, день изо дня приходится обращаться к его компонентам. Простота их интерфейса определяет простоту использования класса. Влияют и другие факторы, в частности, непротиворечивость соглашений, но в конечном счете над всем доминирует простой численный критерий: как много аргументов имеют компоненты. Чем больше аргументов, тем труднее их запомнить.

Это же верно и для библиотечных классов. Критерий успеха прост, после того как потенциальный пользователь библиотеки поймет, что представляет собой класс, он будет его использовать, если изучение компонентов не потребует большого времени и постоянного обращения к документации. Помимо других факторов важную положительную роль играет короткий список аргументов.

Анализируя типичную библиотеку подпрограмм, часто можно встретить программы с большим числом аргументов. Вот пример программы интегрирования с прекрасным алгоритмом, но с традиционным интерфейсом (предупреждаю, это не ОО-интерфейс!).

nonlinear_ode (equation_count: in INTEGER; epsilon: in out DOUBLE; func: procedure (eq_count: INTEGER; a: DOUBLE; eps: DOUBLE; b: ARRAY [DOUBLE]; cm: pointer Libtype) left_count, coupled_count: in INTEGER; ...) [И так далее. Всего 19 аргументов, включающих: - 4 in out значения; - 3 массива, используемы как входные и выходные; - 6 функций, каждая имеющая 6 - 7 аргументов, из которых 2 или 3 являются массивами!]

Так как нашей целью является не критика конкретной библиотеки, а выяснение разницы между ОО и традиционными интерфейсами, то имена программы и аргументов изменены, а синтаксис адаптирован.

Некоторые свойства делают эту процедуру особенно сложной в использовании:

  • Большинство аргументов имеют статус in out, означающий необходимость их инициализации перед вызовом и обновление их значений в процессе работы программы. Например, аргумент epsilon указывает на входе, требуется ли продолжение функций (да, если меньше 0, если между 0 и 1, то продолжение требуется, если epsilon < vprecision и т.
    д.). На выходе аргумент представляет оценку приращения.
  • Многие из аргументов как самой процедуры, так и функций, являющихся ее аргументами, заданы массивами, служащими для передачи информации в процедуру и обратно.
  • Некоторые аргументы служат для спецификации большого числа возможностей по обработке ошибок (прервать обработку, записывать сообщения в файл, продолжать в любых ситуациях...)
Хотя высококачественные библиотеки численных методов вычислений существуют и применяются многие годы, все же они не столь широко распространены в научном мире, как это следовало. Сложность их интерфейсов, в частности большое число аргументов, иллюстрируемое nonlinear_ode, во многом является этому причиной.

Часть этой сложности, несомненно, связана со сложностью самой проблемы. Но все можно сделать лучше. ОО-библиотека для численных вычислений - Math ([Dubois 1997]) - предлагает совсем другой подход, согласованный с концепциями объектной технологии и принципами этой книги. Как ранее упоминалось, эта библиотека служит примером использования объектной технологии для упаковки старого программного обеспечения - ее ядром является не ОО-библиотека. Было бы абсурдно не использовать хорошо зарекомендовавшие себя алгоритмы, и прекрасно, когда им придается современный интерфейс, привлекательный для клиентов. Базисная подпрограмма nonlinear_ode имеет в ней форму:

solve -- Решить проблему, записав ответ в x и yУ нее теперь вообще нет аргументов! Просто создается экземпляр класса GENERAL_BOUNDARY_VALUE_PROBLEM, представляющий требуемую задачу, устанавливаются его свойства, отличные от значений, принятых по умолчанию. При этом могут вызываться подходящие процедуры, присоединенные к объекту, решающему проблему. Затем вызывается метод solve для этого объекта. Атрибуты класса x и y дают возможность анализа ответа.

Таким образом, применение ОО-техники дает существенный эффект по сокращению числа аргументов. Измерения, сделанные для библиотек ISE, показывают, что среднее число аргументов находится в пределах от 0,4 для базовых библиотек Base до 0,7 для графической библиотеки Vision.Для корректного сравнения с не ОО-библиотеками следует добавлять единицу, поскольку в объектном случае мы учитываем два аргумента в вызове x.f (a, b) против трех в необъектной программе - f (x, a, b). Но все равно сравнение явно в пользу объектной технологии, так как число аргументов, как мы видели, в необъектном случае достигает 19 аргументов и часто имеет значения 5, 10 или 15.

Эти цифры сами по себе не являются целью и, конечно, не являются индикатором качества. Но они в значительной степени являются результатом глубокого принципа проектирования, к рассмотрению которого мы переходим.


Содержание раздела